«Цифровое будущее. Как российский сервис на основе искусственного интеллекта помогает промышленности снизить расходы на эксплуатацию техники?»
Без гарантийного обслуживания иностранных производителей в этом году один за одним оставались автопарки предприятий добывающей и других отраслей промышленности. Для экскаваторов, грейдеров, бульдозеров стало не только сложно найти оригинальные запчасти, но и в принципе получить профессиональную техническую поддержку. Помощь и импортозамещение пришли с неожиданной стороны. О том, как предиктивная диагностика моторных масел помогает предприятиям экономить на ремонте спецтехники, мы поговорили с генеральным директором «Газпромнефть-смазочные материалы» Анатолием Скоромцом.
Цифровой сервис по предиктивной диагностике G-Lab был представлен в июне. Можно ли подвести сегодня итоги работы сервиса за полгода?
Первыми подписчиками нашего сервиса стали крупнейшие горнодобывающие предприятия Кузбасса. На обслуживании у наших специалистов уже десятки единиц карьерной техники иностранных и российских производителей. Расширяется и география работы сервиса G-Lab, сейчас к нам обращаются горнодобывающие и автотранспортные предприятия из разных регионов страны. Мы понимаем, что вышли на рынок с нашим цифровым продуктом очень своевременно и видим востребованность и заинтересованность от бизнеса.
Вы единственное Российское предприятие, кто сейчас оказывает услуги мониторинга состояния техники по смазочным материалам. Откуда вообще появилась идея создания такого нестандартного для нефтеперерабатывающей отрасли цифрового продукта?
И сервис G-Lab, и его история, действительно, уникальны. Специалисты «Газпромнефть-СМ» больше 10 лет работали на сложнейших гонках планеты - Шёлковый путь, Дакар, Российская серия кольцевых гонок. Мы обеспечивали экипажи высокотехнологичными маслами и для нас важно было увидеть работу наших продуктов при пиковых нагрузках двигателя и всей системы автомобиля, которые возможны исключительно в условиях гонок. Эксперты мобильной лаборатории на протяжении всего маршрута отслеживали состояние и характеристики масел. Скорость такой диагностики тоже должна была соответствовать таймингу соревнований. У команд часто бывает всего несколько часов на ремонт автомобиля перед следующим этапом, а наши специалисты с помощью высокоточных приборов проводят безразборную диагностику двигателя и всех основных узлов всего за 10 минут. Конечно, такая мобильная и оперативная поддержка была востребована у автоспортсменов. Но не только на гоночном треке техника работает в экстремальных условиях. Экскаваторы в угольных карьерах, газовые и паровые турбины, буровые установки - всё это оборудование работает фактически без остановки и тоже при максимальных нагрузках, и мы решили тиражировать наш опыт для промышленных горнодобывающих, сельскохозяйственных и энергетических предприятий. Для бизнеса уход от плановых ремонтов, простоев и серьёзных издержек очень актуален. Накопленная экспертиза позволила специалистам «Газпромнефть-СМ» разработать собственный цифровой сервис по предиктивной аналитике G-Lab. И так всего по одной капле работающего масла оборудование мобильной лаборатории определяет десятки параметров, характеризующих степень изнашивания механизмов. А единственный российский сервис G-Lab на основе искусственного интеллекта сравнивает результаты проб с базой накопленного опыта многолетних исследований и даёт точный прогноз по эксплуатации. То есть диагностика показывает неисправности и предотвратить поломки на самых ранних стадиях, когда их ещё можно предотвратить. При этом все исследования специалисты могут проводить прямо на месте работы техники - на промыслах, на угольных разрезах, на месторождениях, если мы говорим об энергетическом секторе.
IT-сектор один из наиболее пострадавших в связи с последними ограничениями, насколько это повлияло на работу вашего цифрового сервиса?
G-Lab полностью собственная разработка «Газпромнефть-СМ» и мы использовали только российское программное обеспечение. Для наших клиентов это гарантирует бесперебойный доступ к личному кабинету и к платформе G-Lab. При разработке наши специалисты ориентировались только на свои силы и цифровые решения, и как мы видим это оказалось самым надёжным подходом. Но отечественное ПО - только часть импортонезависимости, которую даёт G-Lab. Постоянный мониторинг состояния техники позволяет предприятиям уйти от экстренного ремонта. Механики точно знают прогноз работы двигателя, трансмиссии и других узлов каждого самосвала, грейдера, экскаватора в автопарке. При условии, что большая часть спецтехники иностранных производителей сейчас лишилась гарантийного обслуживания, прогноз G-Lab позволяет нашим партнёрам в разы сокращать издержки и на техсервисе, и на ремонте, и особенно на дорогостоящих простоях техники.
Можно ли сказать, что такой цифровой сервис - это разовый продукт для вашей компании? Насколько вообще актуальна цифровизация на рынке масел?
Сегодня бизнес смазочных материалов проходит цифровую трансформацию. При этом во многом наши решения способствуют переменам в индустрии. Мы не только обеспечиваем наших клиентов высокотехнологичными маслами, но и формируем экосистему. Кроме сервиса G-Lab запущена цифровая платформа для разработки рецептур масел. Это технологическое решение на основе искусственного интеллекта позволило в 3 раза сократить срок разработки новых продуктов. И это большое конкурентное преимущество не только для «Газпромнефть-СМ», но и для наших партнёров. Мы обладаем собственной научной базой и в короткие сроки можем создавать специализированные масла под самые сложные запросы и виды техники. У нас уже есть успешные примеры индивидуальных линеек смазочных материалов для ведущих производителей автомобильной и сельскохозяйственной техники. Такой комплексный подход очень востребован. Также мы провели масштабную модернизацию цифровой платформы для работы с дистрибьюторской сетью в России и странах ближнего и дальнего зарубежья. Новая онлайн-инфраструктура позволила повысить эффективность взаимодействия с партнёрами, сократить время обработки заказов и сделать максимально комфортной покупку нашей продукции в любой точке мира. То есть наша задача не только разработать и произвести качественное масло, но и обеспечить полную техническую и логистическую поддержку нашим клиентам.
Есть ли обратная связь по этим новинкам и какая она?
Мы всегда очень внимательно анализируем отзывы наших потребителей и клиентов. Это касается и традиционной продукции - масел и смазочных материалов, и новых цифровых сервисов, и услуг. Только так можно совершенствовать рецептуры, производить качественные масла и понимать ожидания наших постоянных и потенциальных партнёров. В этом году, например, мы получили запросы из многих регионов страны на расширение нашей сети экспертных центров. И сегодня уже на 26 площадках во всех федеральных округах России можно получить инженерно-техническую поддержку, в том числе и предиктивную диагностику G-Lab.По самому сервису G-Lab мы получаем положительную обратную связь и много отзывов. Но, пожалуй, одно из самых главных качеств команды «Газпромнефть-СМ» - работать на опережение, и именно это позволяет нам не первый год быть одним из лидеров в отрасли и создавать принципиально новые для рынка масел продукты. |