ЦИФРОВОЕ БУДУЩЕЕ. КАК РОССИЙСКИЙ СЕРВИС НА ОСНОВЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОМОГАЕТ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СНИЗИТЬ РАСХОДЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ ТЕХНИКИ?
12 января

«Цифровое будущее. Как российский сервис на основе искусственного интеллекта помогает промышленности снизить расходы на эксплуатацию техники?»

Без гарантийного обслуживания иностранных производителей в этом году один за одним оставались автопарки предприятий добывающей и других отраслей промышленности. Для экскаваторов, грейдеров, бульдозеров стало не только сложно найти оригинальные запчасти, но и в принципе получить профессиональную техническую поддержку. Помощь и импортозамещение пришли с неожиданной стороны. О том, как предиктивная диагностика моторных масел помогает предприятиям экономить на ремонте спецтехники, мы поговорили с генеральным директором «Газпромнефть-смазочные материалы» Анатолием Скоромцом.

Цифровой сервис по предиктивной диагностике G-Lab был представлен в июне. Можно ли подвести сегодня итоги работы сервиса за полгода?

Первыми подписчиками нашего сервиса стали крупнейшие горнодобывающие предприятия Кузбасса. На обслуживании у наших специалистов уже десятки единиц карьерной техники иностранных и российских производителей. Расширяется и география работы сервиса G-Lab, сейчас к нам обращаются горнодобывающие и автотранспортные предприятия из разных регионов страны. Мы понимаем, что вышли на рынок с нашим цифровым продуктом очень своевременно и видим востребованность и заинтересованность от бизнеса.

Вы единственное Российское предприятие, кто сейчас оказывает услуги мониторинга состояния техники по смазочным материалам. Откуда вообще появилась идея создания такого нестандартного для нефтеперерабатывающей отрасли цифрового продукта?

И сервис G-Lab, и его история, действительно, уникальны. Специалисты «Газпромнефть-СМ» больше 10 лет работали на сложнейших гонках планеты - Шёлковый путь, Дакар, Российская серия кольцевых гонок. Мы обеспечивали экипажи высокотехнологичными маслами и для нас важно было увидеть работу наших продуктов при пиковых нагрузках двигателя и всей системы автомобиля, которые возможны исключительно в условиях гонок. Эксперты мобильной лаборатории на протяжении всего маршрута отслеживали состояние и характеристики масел. Скорость такой диагностики тоже должна была соответствовать таймингу соревнований. У команд часто бывает всего несколько часов на ремонт автомобиля перед следующим этапом, а наши специалисты с помощью высокоточных приборов проводят безразборную диагностику двигателя и всех основных узлов всего за 10 минут. Конечно, такая мобильная и оперативная поддержка была востребована у автоспортсменов. Но не только на гоночном треке техника работает в экстремальных условиях. Экскаваторы в угольных карьерах, газовые и паровые турбины, буровые установки - всё это оборудование работает фактически без остановки и тоже при максимальных нагрузках, и мы решили тиражировать наш опыт для промышленных горнодобывающих, сельскохозяйственных и энергетических предприятий. Для бизнеса уход от плановых ремонтов, простоев и серьёзных издержек очень актуален. Накопленная экспертиза позволила специалистам «Газпромнефть-СМ» разработать собственный цифровой сервис по предиктивной аналитике G-Lab. И так всего по одной капле работающего масла оборудование мобильной лаборатории определяет десятки параметров, характеризующих степень изнашивания механизмов. А единственный российский сервис G-Lab на основе искусственного интеллекта сравнивает результаты проб с базой накопленного опыта многолетних исследований и даёт точный прогноз по эксплуатации. То есть диагностика показывает неисправности и предотвратить поломки на самых ранних стадиях, когда их ещё можно предотвратить. При этом все исследования специалисты могут проводить прямо на месте работы техники - на промыслах, на угольных разрезах, на месторождениях, если мы говорим об энергетическом секторе.

IT-сектор один из наиболее пострадавших в связи с последними ограничениями, насколько это повлияло на работу вашего цифрового сервиса?

G-Lab полностью собственная разработка «Газпромнефть-СМ» и мы использовали только российское программное обеспечение. Для наших клиентов это гарантирует бесперебойный доступ к личному кабинету и к платформе G-Lab. При разработке наши специалисты ориентировались только на свои силы и цифровые решения, и как мы видим это оказалось самым надёжным подходом. Но отечественное ПО - только часть импортонезависимости, которую даёт G-Lab. Постоянный мониторинг состояния техники позволяет предприятиям уйти от экстренного ремонта. Механики точно знают прогноз работы двигателя, трансмиссии и других узлов каждого самосвала, грейдера, экскаватора в автопарке. При условии, что большая часть спецтехники иностранных производителей сейчас лишилась гарантийного обслуживания, прогноз G-Lab позволяет нашим партнёрам в разы сокращать издержки и на техсервисе, и на ремонте, и особенно на дорогостоящих простоях техники.

Можно ли сказать, что такой цифровой сервис - это разовый продукт для вашей компании? Насколько вообще актуальна цифровизация на рынке масел?

Сегодня бизнес смазочных материалов проходит цифровую трансформацию. При этом во многом наши решения способствуют переменам в индустрии. Мы не только обеспечиваем наших клиентов высокотехнологичными маслами, но и формируем экосистему. Кроме сервиса G-Lab запущена цифровая платформа для разработки рецептур масел. Это технологическое решение на основе искусственного интеллекта позволило в 3 раза сократить срок разработки новых продуктов. И это большое конкурентное преимущество не только для «Газпромнефть-СМ», но и для наших партнёров. Мы обладаем собственной научной базой и в короткие сроки можем создавать специализированные масла под самые сложные запросы и виды техники. У нас уже есть успешные примеры индивидуальных линеек смазочных материалов для ведущих производителей автомобильной и сельскохозяйственной техники. Такой комплексный подход очень востребован. Также мы провели масштабную модернизацию цифровой платформы для работы с дистрибьюторской сетью в России и странах ближнего и дальнего зарубежья. Новая онлайн-инфраструктура позволила повысить эффективность взаимодействия с партнёрами, сократить время обработки заказов и сделать максимально комфортной покупку нашей продукции в любой точке мира. То есть наша задача не только разработать и произвести качественное масло, но и обеспечить полную техническую и логистическую поддержку нашим клиентам.

Есть ли обратная связь по этим новинкам и какая она?

Мы всегда очень внимательно анализируем отзывы наших потребителей и клиентов. Это касается и традиционной продукции - масел и смазочных материалов, и новых цифровых сервисов, и услуг. Только так можно совершенствовать рецептуры, производить качественные масла и понимать ожидания наших постоянных и потенциальных партнёров. В этом году, например, мы получили запросы из многих регионов страны на расширение нашей сети экспертных центров. И сегодня уже на 26 площадках во всех федеральных округах России можно получить инженерно-техническую поддержку, в том числе и предиктивную диагностику G-Lab.По самому сервису G-Lab мы получаем положительную обратную связь и много отзывов. Но, пожалуй, одно из самых главных качеств команды «Газпромнефть-СМ» - работать на опережение, и именно это позволяет нам не первый год быть одним из лидеров в отрасли и создавать принципиально новые для рынка масел продукты.